Выбор профессии – задача не из легких. Наибольшую помощь в этом старшеклассникам могут оказать родители, но они нередко жалуются на непонимание своих детей. Конечно, у молодого поколения иные точки зрения, ценности, привычки. И все-таки у каждого родителя всегда имеется неоспоримое преимущество перед ребенком – социальный опыт, умение оценивать жизненные реалии и требования. Кроме того, в отличие от слов чужого человека, побуждение, исходящее от близких людей воспринимается как наиболее подходящее, конструктивное.
Примерная программа курса
«Путешествие в мир профессий»
Пояснительная записка
Актуальность. В России наблюдается возрождение интереса к школьной профориентации. В нашей школе по инициативе директора, педагогов и родителей ещё несколько лет назад возобновилась профориентационная работа.
О неблагополучии в системе профессиональной ориентации учащейся молодёжи говорит такой факт (его приводит академик РАО А.М. Новиков): общеобразовательная школа теряет «по дороге» 4,7 млн. человек, из которых примерно 700 тыс. поступают в учреждения начального профессионального образования, 800 тыс.- среднего профессионального, но более 3 млн. человек уходит из школы «в никуда».
Технология выбора профиля обучения в настоящее время отсутствует..
Учащиеся совершают его часто интуитивно, под влиянием случайных факторов. Особую актуальность такая подготовка приобретает в IX классе.
Если учащиеся, окончив XI класс, не получают обучение в средней школе, то они вынуждены совершить свой первый профессиональный выбор: пойти учиться в учебное заведение среднего или начального профессионального образования, на краткосрочные профессиональные курсы и т.д.
Для учащихся выпускных классов основной школы выбор профиля обучения – самый главный вопрос их образовательного развития. Мы столкнулись с неопределённостью профессиональных планов наших выпускников.
Помочь ученику решить проблему жизненного самоопределения призвана профориентация, цель которой – обеспечение профессионального самоопределения человека с его индивидуальными особенностями и запросами общества в высококвалифицированной рабочей силе.
Решение этого вопроса поможет выпускникам основной школы сориентироваться в выборе дальнейших путей получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной деятельности. Ведь выбор профессии – один из важнейших выборов человека, определяющий его жизненный путь. Необходимо, чтобы профессия соответствовала интересам личности, но её выбор должен быть обоснован тем, насколько по своим индивидуально-психологическим качествам отвечает требования профессии. Неудачный необоснованный выбор профессии имеет неблагоприятные последствия и для человека и для общества. Курс «Путешествие в мир профессий» предполагает побудить девятиклассников к активному самопознанию, исследованию собственных познавательных ресурсов и возможностей, а также поможет им сориентироваться в планах на будущую жизнь.
Успешность профориентационной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:
- личностно ориентированного подхода к ребёнку;
- создание благоприятной дружественной атмосферы в школьном коллективе, формирования здорового коллектива, психолого-педагогической поддержки ребёнка;
- обеспечения процесса самореализации и развития личности;
- использования педагогической диагностики;
- профессионализма педагогов;
- программно-методического обеспечения проекта.
Целью профессиональной ориентации является формирование у школьников способности выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда.
Задачи:
- оказать психолого-педагогическую поддержку в процессе преобретения учащимися представлений о профессии;
- создать условия для изучения школьниками своих профессиональных возможностей с целью дальнейшего самоопределения и самореализации;
- выявить способности, интересы, склонности учеников;
- проводить регулярно со школьниками занятия знакомства с миром профессий и способами приобретения желаемой профессии.
Ожидаемый результат: выбор учениками профиля, который будет произведён с учётом имеющихся психологических ресурсов молодого человека в соответствии со сформированным личным профессиональным планом.
Форма контроля.
Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания или письменного выражения своего отношения к теме;
творческое эссе по темам «Моё профессиональное будущее», «Роль профориентационного курса в моём самоопределении».